Безопасность — как выбрать правильный шлем?


Рекомендации дает Art Friedman и журнал «Motorcycle Cruiser»

Многие знают, насколько трудоемкая это задача выбрать себе подходящий шлем. Рынок наводнен различными моделями, как дорогих, так и дешевых. Можно смело сказать, что для тех, кто серьезно подходит к этому вопросу, покупка нового головного убора может оказаться даже более трудоемкой задачей, чем покупка мотоцикла. С этим сталкиваются абсолютно все, и новички, и опытные мотоциклисты. У каждого есть свои специфические требования, каждый имеет особенности строения головы так что для каждого существует свой единственный шлем. Не стоит полагаться на мнения друзей: то, что подходит им, может совершенно не подходить вам. Относиться без внимания к покупке и купить себе шлем, лишь бы был — прежде подумайте о вашей безопасности на дороге. К тому же, наверное, тяжело ехать с удовольствием в шлеме, который вам жмет, постоянно съезжает или его поднимает ветром… Знаете, это тоже самое, когда у вас жмут ботинки — как долго в них можно ходить без боли? Для того, чтобы снизить вероятность покупки, которая вас разочарует, американский журнал «Motorcycle Cruiser» подготовил 10 пошаговых рекомендаций о том, как правильно выбрать себе правильный шлем.

1. Сертификаты

Шлем обязательно должен быть сертифицирован. Как правило на затылке у шлема есть наклейки, говорящие о том, какой сертификат он имеет. Если нет наклеек, спросите у продавца, какой именно сертификат получила эта модель, он обязан вам сказать. В США таким сертификатом является стандарт DOT. В каждой стране существуют свои собственные стандарты, они нужны для того, чтобы гарантировать безопасность и соответствие требованиям. Чтобы получить сертификат, каждая модель должна пройти специальные испытания на величину поглощаемой энергии, на проникновение посторонних предметов, на прочность, на надежность застежки т.д.

Разница между сертифицированным и не сертифицированным шлемом велика. Основным критерием сертифицированного шлема является внутренний защитный слой (EPS) который изготавливается из вспененного полистирола. Этим материалом выкладывается внутренняя поверхность скорлупы. Защитный слой имеет особенность поглощать удар, и, в отличие от резиновых покрытий не сертифицированных шлемов, не растягивается, а разрушается, и после этого шлем необходимо заменить.

2. Застежка

От шлема нет толку, если он не будет держаться на голове в момент падения. Проверить, насколько надежно он сидит на вашей голове можно проверить с помощью простой операции: Оденьте шлем, застегните его так, чтобы ощущать легкое давление на шею. А теперь возьмитесь за заднюю часть и попробуйте его поднять с головы, сдвинуть на лоб. Если этот шлем нормальный, то вы, даже если будет больно, не сможете снять его с себя. Это касается больше круизерных шлемов, однако известны случаи, когда даже интегралы не проходили этот простой тест. На большинстве шлемов используется застежка 2D — два кольца. Несмотря на то, что придумана куча разнообразных застежек, предложена куча новых идей, 2D остается, на сегодняшний день, самой безопасной и удобной.

3. Размер

Частично помогает шлему удержаться на голове, правильно выбранный размер. У каждой марки и модели есть свои, особенные размеры, поэтому если вам подходит по размеру Nolan N40, это не значит что вам подойдет Nolan X-Lite того же размера. Обычно, в шлеме должно быть уютно и он не должен болтаться на голове. Шлем должен плотно облегать вашу голову и если вы сдвигаете его вниз, кожа вашей головы должна сдвигаться вместе с ним. Оденьте шлем и помотайте головой в стороны, вверх-вниз. Вы поймете тот ли это размер. Интеграл должен сжимать щеки, челюсть, верхнюю и заднюю часть головы. Слишком свободный шлем может слететь с головы в самый нужный момент, слишком тесный, будет вам мешать и давить.

4. Комфорт

Обратите особое внимание насколько вам в нем комфортно и удобно. Ведь будет ужасно и неприятно ездить в шлеме, который давит, что-то где-то мешается, верно? Кстати, существует мнение что не бывает удобных шлемов. Одного из сторонников такой теории редакция «МС» переубедила дав ему на выбор 30 разных моделей и он неохотно выбрал один. После того, как он прокатился, через 24 часа, он купил точно такой же шлем, и по сей день покупает только эту марку. Опыт подтверждает несколько вещей: фактически доказано, что любой человек может найти удобный ему шлем, но он скорее всего не будет дешевым. Подтверждено, что, для дальних поездок шлем-интеграл обычно удобнее, чем круизерный шлем. Те, кто сомневаются просто не имели достаточно времени и желания чтобы объездить все мотомагазины и перемерять все что в этих магазинах есть. Скорее всего, они выбрали бы из этого множества, единственный удобный шлем. Так же подтверждено, что известные марки вероятнее всего самые удобные. Из интегралов наиболее популярным является Arai, чуть-чуть уступает ему Shoei, а некоторым нравится AGV, Bieffe, FM, HJC или Nolan. Однако рынок не стоит на месте. Модели постоянно обновляются и модернизируется, так что если в позапрошлом году, какой-нибудь FM Jet вам не подошел, то сегодня вам может уже понравиться новая модель FM Jet.

Шлем делает удобным набивочный материал, звукоизоляция вокруг ушей и шейный валик. Шлем, который хорошо сидит может быть слегка тесноват поначалу. Если, например интеграл одевается легко, и не прижимает уши, то он, вероятно, будет шуметь. Пускай, вы лучше влезете в него с трудом, оставьте его на голове минут на 15-20, шлем усядется, примет форму головы и вы все поймете. На голову должно оказываться равномерное давление. Уши не должны сдавливаться, но должны быть прикрыты, и если звуки снаружи стали приглушенными — это нормально. При езде шум ветра не будет вас доставать, а более нужные звуки будут слышны отчетливей. Если у вас появится возможность попробовать этот шлем в поездке — используйте ее. А так же спросите у продавца, сможете ли вы вернуть его через час, если он вам не понравится. Поездка многое прояснит. Но прежде чем остановиться на чем-то одном, подкрепите свой выбор, попробовав другие марки и модели. Является ли вес шлема достоинством или недостатком? На самом деле это самый последний фактор, о котором нужно думать. Можно казать, что чем шлем тяжелей, тем он устойчивее от порывов ветра, а остальное дело привычки.

5. Защита

Чем большую площадь поверхности головы закрывает шлем, тем он больше защищает вас. Интеграл, в этом смысле безопаснее круизерного шлема, потому что подбородочная часть интеграла защищает еще и лицо. Шлем должен закрывать большую площадь поверхности головы не только снаружи, но и внутри. Есть модели, в которых защитный слой закрывает лишь некоторые участки головы. Полистирол должен закрывать так же и подбородочную часть интеграла.

Важна ли защита лица? Чтобы ответить на этот вопрос, представьте что вы летите лицом вперед в заднюю часть автомобиля, а теперь представьте что будет с челюстью после столкновения.

6. Стекло

Если вы покупаете шлем со стеклом, то знайте, что на любое стекло распространяются стандарты безопасности. Наклейка на стекле вам скажет о том, какой именно сертификат оно имеет. Стекло должно плотно прилегать к краям шлема, должно свободно открываться и должно держаться в поднятом состоянии. Посмотрите не искажает ли оно. Если искажает хотя бы чуть чуть, поищите другой шлем. Качественные стекла, как правило, дорогие. Но они обладают устойчивостью к царапинам, прочностью и защитой от ультрафиолетовых лучей. Механизм открывания, должен позволять сменить стекло без использования инструмента. На некоторых шлемах стекло можно поменять даже не снимая шлема. У меня на Нолане надо брать отвертку, чтобы снять стекло или козырек. Кстати, полезно иметь вторым темное стекло.

7. Дополнительные удобства

Как говорилось выше, удобный механизм смены стекла, запасное темное стекло — это удобно. Сумка для хранения шлема — это тоже дополнительное удобство. Она предохраняет шлем от царапин, пыли и грязи, есть даже такие сумки, в которых можно перевозить пассажирский шлем на мотоцикле. На некоторых моделях есть возможность зафиксировать свободный конец застежки, чтобы не болтался. Можно, например, вытащить подкладку для стирки. Кстати, не забудьте купить аэрозоль для чистки стекла, полироль для шлема и Anti Fog.

8. Особенности комфорта

Нужна ли вентиляция? Наверное нужна. Но лично я, как и автор статьи в журнале, не разу не замечал разницы между открытой и закрытой вентиляцией. Для тех, кто замечает, вентиляция пригодится в жаркую погоду. Единственный «+» вентиляции — это то, что с ней меньше вероятность запотевания стекла. На некоторых шлемах делаются специальные ручки, позволяющие регулировать поток воздуха поступающий внутрь. Чем дальше они выдаются, тем больше вероятность того, что их не станет после первого же падения шлема на асфальт. Art Friedman заметил, что эти ручки вызывают турбулентные потоки у стекла мотоцикла, что мешает ехать. Дополнительный комфорт создают различной толщины и формы подушечки, подкладочки в комплекте к шлему, которые позволяют подогнать шлем точно по форме вашей головы.

9. Видимость

Шлемы окрашенные в однородно-черный цвет видны днем значительно хуже чем шлемы ярких расцветок. Это известная аксиома. Известно так же что на красный цвет водитель реагирует в любом состоянии. Можно нанести красивый рисунок на свой шлем, но он настолько мал, что будет привлекать внимание только вблизи. Можно покрасить шлем светоотражающей или флюоресцирующей краской, но это поможет только ночью. Производители мотоциклов предлагают шлемы одной цветовой схемы с мотоциклами. Но схемы меняются каждый год, а шлемы продаются в течение 2-х лет. Если у вас красный мотоцикл, красный шлем может сыграть вам на руку — вас будут лучше видеть на дороге.

10. Стоимость

Скорее всего, шлем, который вам понравился больше всех, стоит дороже тех моделей, которые вы смотрели. Если самый дешевый шлем сидит на вас так же или даже лучше чем самый дорогой и имеет сертификат — берите его не сомневаясь. Если вас шокировала дороговизна понравившегося шлема, здесь есть несколько моментов, которые могут снизит стоимость. Обратите внимание, если на шлеме нанесен заводской рисунок — шлем стоит существенно дороже. Посмотрите, может есть точно такая же модель, только без наворотов, типа сложной системы вентиляции.

Шлем можно и заказать, предварительно померив его в магазине. Но заставляя продавца работать на вас, вы подписываете с ним молчаливый договор, что если вам что-то понравится, вы купите это у него. Бывает, что люди часами выбирают себе шлемы или одежду, не важно, потом уходят, и через неделю заезжают, например, за свечками держа в руках точно такой же шлем, купленный где-то еще. Это не порядочно. Даже если подходящий вам шлем стоит за пределами досягаемости, попробуйте договориться с менеджером. Нормальный дилер всегда имеет что скинуть и пойдет вам навстречу.

Покупка удобного, безопасного, красивого, подходящего под ваши требования шлема процедура очень трудоемкая. Но, потраченное время вернется вам сполна. Удачной покупки!

Сеначин Илья («Ильич»)
подготовлено по материалам журнала «Motorcycle Cruiser».


Опечатка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter Дата: 6-06-2010


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Наверх