Безопасность — опыт


Один мой друг, с которым мы вместе путешествовали, однажды, после расслабляющего обеда признался мне: «Кажется, я старею. Стоит мне слезть с мотоцикла хотя бы на несколько минут и приходится снова учиться ездить».

Здесь конечно есть немалая доля преувеличения, но и доля истины тоже. Езда на мотоцикле — это то, чему постоянно приходится самообучаться, особенно если ездить приходится на грани своих возможностей. Мы твердо уверены, что годы опыта, делают из нас достойных водителей по сравнению с теми, кто откатал всего лишь год или два. Действительно, годы езды дают некоторые преимущества над новичками, но не такие уж и серьезные, как мы привыкли верить. Если вы ездите не часто (меньше одного раза в неделю) или весь ваш опыт можно отнести к «лохматой юности», то ваше умение и мастерство, скорее всего, атрофировались.

А вы опытный водитель?

Безусловно, время, проведенное в седле, очень ценно. Много уроков можно извлечь из десятилетнего опыта езды на мотоцикле. Наверняка все мы читаем истории об авариях, советы бывалых, однако нет ничего более стимулирующего чем, например, неожиданный поворот автобуса прямо перед вами, для того, чтобы понять, как важно быть на дороге видимым. Большинство мотоциклистов получает свой основной базовый урок в течение первых двух лет езды. Некоторые этот урок не переживают, некоторые вообще отходят далеко от мотоцикла. Но те, кто получил этот урок, больше никогда его не забудут. Конечно, есть и более мелкие, всякие разные ситуации, которые мы запоминаем. Весь этот груз может отразиться на мотоциклетном поведении человека, начиная с того, как он сидит на мотоцикле и, заканчивая тем, что он воспринимает как угрозу или опасность на дороге и что одевает для езды. Однако, важен не только общий опыт, но и опыт недавний. Двухчасовой перерыв, насчет которого пошутил мой друг, вряд ли способен повлиять на умение ездить, а вот двухнедельный «простой», скорее всего, повлияет. А если ваша последняя поездка, до перерыва, заняла у вас не более часа — двух, и еще, вдобавок, сопровождалась длительным обедом, то вы, возможно, вырабатываете в себе дефицит опыта. Работники редакции журнала участвуют во множестве поездок в течение сезона. Обычно, я оцениваю людей, с которыми еду, основываясь на их мотоциклах, одежде, прежде чем мы тронемся. Это дает мне возможность понять, кому можно доверять, а кого нужно опасаться в колонне, кто не будет доставлять проблем, и кто будет сдерживать всю группу. Как правило, люди более опытные ездят на мотоциклах, на которых можно ездить агрессивно, но они настроены на комфортную езду. Их одежда — это сочетание комфорта, универсальности и многофункциональности. Но был случай, когда один парнишка, которого я принял за заурядного мотоциклиста, судя по его заурядному мотоциклу, оказался самым быстрым и самым уверенным в себе водителем. Я узнал, что он ездит на своем мотоцикле по всей стране, по работе. За сезон он проезжает огромное количество километров. Отсюда и вывод.

Работать, чтобы ездить? Ездить, чтобы работать!

У другого мотоциклиста, которого, несмотря на достойный мотоцикл, я оценил как «нервный тормоз», был плохо застегнут шлем, а одежда была новехонькой. Он очень быстро разгонялся на прямых, а в поворотах отчаянно «тормозил» заставляя спотыкаться об себя, идущих сзади. Я выяснил, что, несмотря на то, что он начал ездить в начале 90-х, выезжает он всего два — три раза в месяц. Видимо поэтому он не выглядел как мотоциклист с десятком лет опыта за плечами. К концу нашего трехдневного пробега его мастерство значительно улучшилось, да он и сам это заметил. Я намекнул ему, что езда три раза в неделю поможет поддерживать уровень, но он горестно ответил, что, к сожалению, не может ездить каждые выходные. » А ездить на работу?» — спросил я. «До работы ехать максимум 10 минут» — ответил он, и спросил: «А что, это как-то изменит положение?» «Думаю, что ты будешь удивлен. Попробуй!» — закончил я свою мысль. Через некоторое время, я получил от него два письма. В первом, он сообщал, что езда на работу не превращается в рутину, потому что каждый раз он специально удлиняет путь до дома. Через месяц он написал, что его друзья замечают, что он стал ездить плавней и уверенней. Из-за своей, вновь обретенной, уверенности он стал кататься каждые выходные, вместе с женой. Он так же, приезжал в офис и возвращался домой «в поднятом настроении и с чистой душой» как результат поездок на работу на мотоцикле. Режим езды этого человека — короткие поездки на работу и по выходным — весьма распространен среди мотоциклистов. Однако смещение приоритетов к поездкам только по выходным дням сопровождается изменением статистики дорожно-транспортных происшествий. Нет ничего удивительного в том, что все больше аварий происходит по выходным дням и все больше с участием круизеров (в США), которые являются самым популярным типом мотоциклов в стране. Как уже неоднократно сообщалось, согласно статистике средний возраст водителя, попавшего в ДТП, становится старше, но взгляните на мототусовку вокруг вас — там тоже люди становятся старше. Но тот факт, что аварии с участием мотоциклов чаще происходят за городом и чаще всего с участием одного только мотоцикла говорит об отсутствии опыта. Несмотря на то, что такой информации не существует, я рискую предположить, что такие аварии связанны с отсутствием недавнего опыта езды. Эти люди могли ездить годами, но не больше, чем несколько дней в месяц.

А сколько вы проехали в последний раз?

Несмотря на то, что исследования в области безопасности не способны точно определить пользу недавнего опыта езды, он, похоже, оказывает значительное влияние на безопасность. Подозреваю, что все дело заключается в двух вещах. Первая — это что-то вроде мышечной памяти. Постоянные и одинаковые операции управления мотоциклом, такие как выжимание сцепления, торможение, переключение передач и т.д., доводятся до автоматизма в том случае, если ездить постоянно. Сознание (это вещь номер два) не задействуется для этих операций, и поэтому оно фокусируется на более сложных задачах езды. Это, во-первых, стратегия езды: выбор потенциальной опасности, сосредоточение внимания, вычерчивание ситуации при подъезде к оживленному перекрестку, выбор траектории и выполнение поворота по этой траектории и т.д. Но даже и такие, сложные на первый взгляд, задачи тоже становятся рутиной, если вы ездите каждый день. Вы автоматически начинаете переживать ощущение, которое приходит в момент, когда ваш мотоцикл становится вашим вторым «Я». Лично я, едва ли могу выдержать и пары дней без езды — слава Богу, погода в Южной Калифорнии позволяет не закрывать сезон. Даже большинство моих выходных и отпусков я провожу вместе с мотоциклом. В свои 30, работая мотожурналистом, меня пару раз выбивало из седла по причинам здоровья (в первый раз — из-за аварии на кроссовом треке, во второй — из-за операции на колене). Даже после двухнедельного простоя я смог почувствовать разницу в том, как я управляюсь с мотоциклом и как веду себя на дороге. Но уже через пару дней интенсивной езды, я оказался в той степени уверенности, в которой и хотел быть. Для многих из нас, зимний перерыв — неизбежен. Эти месяцы бездействия, естественно снижают ваше мастерство. Но есть несколько способов ускорить восстановление ваших способностей по весне. Первый — пройти мототренинги, или записаться в школу водительского мастерства. Помесить грязь на эндуро — это второй способ восстановить реакцию и способности. А если езда по улицам — это единственная ваша опция, то спланируйте выходные так, чтобы начать утром с легких расслабленных покатушек, а ранним вечером прокатиться по трассе. Вне зависимости оттого, что вы делаете для поддержания ваших способностей, ездите на работу не реже двух раз в неделю. Ездите на работу чаще, если не получается прокатиться хотя бы несколько часов в выходные. Если вы ездите редко, то будьте готовы удивляться своему растущему мастерству уже через несколько недель такой езды.

По материалам журнала «Motorcycle Cruiser» #12/02
Автор: Art Friedman
Перевод: Сеначин Илья(«Ильич»)


Опечатка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter Дата: 6-06-2010


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Наверх